Творческий путь Рязанского государственного академического руского народного хора им. Е. Попова. ДОКЛАД.

17

дек

Порой не оперу поют
И хриплый голос вдруг сорвётся…
Но, от души идущий, звук
В сердцах у многих отзовётся.[1]

 

Мой папа всегда говорит, что нельзя описывать какое-то явление, судить о нем, не рассмотрев, что окружало людей во время создания произведения, людей причастных к рассматриваемому явлению. Например, нельзя писать о картине, не выяснив, когда она была написана, что происходило вокруг художника, написавшего эту картину, что происходило в семье этого художника  (то есть прочитать его биографию), кто работу финансировал и только потом можно приниматься за доклад или сочинение. Тоже самое с данной работой. Прежде, чем писать о хоре, мне пришлось, прочитать и выслушать много всего, из чего я постараюсь сделать «выжимку» и изложить в докладе.

Государственный Академический Рязанский русский народный хор им. Е.Попова был создан осенью 1932 г.  в селе Большая Журавинка Ряжского района Рязанской области. В то время он конечно не был государственным и академическим, а был простым колхозным самодеятельным хором.

Начало XX века, после великой октябрьской социалистической революции привнесло на село лавину изменений. После освобождения страны от белогвардейцев и интервентов, в нашей стране народ стал выстраивать абсолютно новые взаимоотношения и системы взаимодействия внутри общества. Была проведена программа электрификации всей страны, ликвидирована беспризорность, принята программа ликвидации безграмотности, были созданны уникальные несуществующие в то время нигде мире  системы всеобщего образования и здравоохранения, созданы колхозы, строились целые города.

Конечно весь этот круговорот преобразований затронул в первую очередь деревню, село. Ведь именно село, точнее проведение коллективизации дало в то время толчок для развития промышленности советской страны. И все это за какие-то 15-20  лет. Еще вчерашние батраки, малоимущие крестьяне получили свет в свои дома, по деревням перестали бродить беспризорники, строились школы, благодаря созданию колхозов люди увидели, что такое наука в сельском хозяйстве, на земле стали работать мелиораторы, агрономы, животноводы, ветеринары, агротехники, землю стали обрабатывать трактора. Для обычного, малограмотного человека, конечно, это были колоссальные изменения не только окружающего его мира, но и  его мировоззрения. На смену изматывающему труду крестьянина или того хуже, батрака, пришел нормированный рабочий день. Все эти изменений коснулись и видов «культурного отдыха и времяпрепровождения» на селе. 20-60 г. XX века – время повсеместного развития художественной самодеятельности.

Вот в то время и в селе Большая Журавинка Ряжского района Рязанской области был организован самодеятельный колхозный хор. Я не очень понимаю, почему сочетание «колхозный хор» на сегодняшний момент не присутствует в наименование Рязанского народного хора. Мне кажется, что всегда нужно чтить свои традиции и свою историю. В этом плане, я очень уважаю хор. им Пятницкого, который и по сей день в начале каждого своего выступления гордо перечисляет все свои награды и регалии, называя себя при этом «крестьянским». Конечно в профессиональных хорах уже давно нет крестьян или колхозников, но само сочетание возвращает зрителя к истории создания и возникновения коллектива. Это своего рода дань уважения людям, чей труд лежал в основе формирования хора. Я бы назвала Рязанский хор, как-то так:

«Государственный Академический Рязанский русский народный колхозный хор им. Е.Попова»

В то время, как я уже написала, коллективы художественной самодеятельности возникали повсеместно. И Журавинский колхозный народный хор не был исключением. Одновременно с ним в Рязанской области существовали и другие: Фофановский, к примеру, Еголдаевский...Но наибольший успех выпал именно на долю журавинцев. Конечно, у них была и яркая манера исполнения и красивые «украшения» красочными подголосками, но я думаю, что основной изюминкой хоря явилось то, что они пели свои, родные песни, песни их села. Малограмотные колхозники, не знавшие нот брали за душу зрителя именно тем, что пели про то, что им близко, пели в манере, которую переняли от своих матерей и отцов. Журавинцы не пытались никого копировать, они пели «свою» песню.

Порой не оперу поют
И хриплый голос вдруг сорвётся…
Но, от души идущий, звук
В сердцах у многих отзовётся.[2]

Без достаточного музыкального образования вообще крайне непросто взять чужую песню и спеть ее достойно, а вот свои, родные песни – это совсем другое дело, это как бы отражение жизни тех людей которых их поют.

В 1936 г. Журавинский хор возглавила уроженка села Арина Ивановна Косилкина — музыкант-самоучка, женщина с большой творческой волей и организаторскими способностями.

Арина Ивановна, как и другие участники хора, не имела никакого музыкального образования. Для того, чтобы поправить музыкантов при исполнении какой-то песни, она пела им голосом, а они копировали ее исполнение с помощью музыкальных инструментов. И все это на слух. Вот это действительно в сегодняшней нашей жизни кажется просто каким-то чудом. Но ведь чуда то не было. Люди в селах жили тогда без радио, без телевизоров, без громкой дискотечной музыки с оглушающими ударными, которые бомбят барабанные перепонки. Песня – это то, что их окружало, сопровождало по всей жизни. Причем эту песню нельзя было послушать включив радио, магнитофон. Ее нужно было петь самому. Петь с рождения до глубокой старости. Причем пытаясь разнообразить различными сочетаниями многоголосия, подголосками, ауканиями и проч. украшалочками. И это желание разнообразить исполнение было связано не с какими-то честолюбивыми мотивами, просто так люди пытались разнообразить унылую, однотонную, однотипную работу. Усложнить песню – это значит не заснуть, не заскучать. И в таком «музыкальном мире» иногда способны родиться такие музыкальные сочетания и последовательности, которых не способен придумать никакой профессиональный композитор. А вот это действительно удивительно! Удивительно какой огромный пласт фольклора существовал тогда в рязанских селах, какой огромный пласт научного материала можно было тогда собрать, каким необыкновенным научным источником был в то время обычный народ.

Поэтому , конечно, тот вклад, тот трудовой подвиг, который совершила А. И. Косилкина, создав настолько самобытный коллектив, сохранив рязанский фольклор, трудно недооценить.

«Ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и напевов, красивых и оригинальных, как русский народ. Еще от XVIII столетия мы имеем свидетельство о том, как наши песни удивляли иностранных музыкантов своей свежестью и музыкальными красотами. Прач, в предисловии к «Собранию русских народных песен» (1 изд., 1790), говорит, что композитор Паизиэлло, услышав русские песни, не мог поверить, «чтобы они были случайным творением простых людей, но полагал оные произведением искусных музыкальных сочинителей». В наше время Рубинштейн, сильно опасавшийся за будущность европейской музыки, единственный залог возможного ее развития видел в том полном самобытных красот музыкальном фоне, какой представляет собой русская народная песня. Она одинаково нравится людям образованным и необразованным, музыкантам и не музыкантам. Ее обаяние обуславливается не одной только мелодией, но единением последней с текстом, особенностями ритма и многоголосного исполнения, а также присущим ей в известной степени юмором, который выражается в том, что веселое содержание иллюстрируется иногда минорной мелодией и т. п».[3]

Самое удивительное для меня еще в том, что эта женщина, простая, без должного образования, не испугалась взяться за такое, казалось бы сложное дело, как руководство самодеятельным коллективом. Тут, у меня в школе,  иногда так бывает сложно собрать всех ребят вместе, чтобы вместе сделать какую-то работу, да даже в баскетбол слаженно поиграть. А А.И.Косилкина взялась и сделала, вывела колхозный хор на областной уровень. Действительно «дорогу осилит идущий». Вот я тоже в жизни стараюсь не обращать внимание на то, что мне говорят, что мне что-то не дано, у меня не получится. Я уже столько раз перешагивала через это, делала несмотря ни на что и у меня все получалось. Сейчас меня чаще всего злит, когда взрослые говорят нам – детям, что что-то не наше, не дано с рождения, нет в чем-то таланта. Я думаю, что не нужно никогда ничего бояться, а выбрать что ты сам хочешь и идти не смотря ни на что. Нет неталантливых, для другого рожденных, есть безделье и оправдание этого безделья. Поэтому я всегда восхищаюсь людьми, которые своим трудом показали, что любой человек способен на все, о чем мечтает, и А.И.Косилкина является одним из таких людей.

«Под руководством Арины Ивановны Журавинский хор ежегодно участвуя в районных и областных олимпиадах и смотрах худ. самодеятельности, неизменно занимал призовые, часто 1-е места, несколько раз выезжал в Москву на Всероссийские смотры.

Все довоенные годы хор был заметен (и отмечался неоднократно) на различных областных смотрах, часто приглашали его в Москву на творческие олимпиады (были такие раньше), где журавинцы, представляя рязанскую землю, показывали своё глубинно-русское народное исполнительское искусство.

А назывались журавинцы тогда безыскусно – «хором колхоза имени Карла Маркса»»[4].

Великая отечественная война размета участников будущего Рязанского народного хора по всей стране. Кто-то ушел на фронт, кто-то трудился в тылу, совершая свой трудовой подвиг на заводах советской страны. Две певицы журавинского хора Горбунова и Королькова с баянистом Летаевым сколотили концертную бригаду и немало проехали по фронтовым дорогам. Но, так как хор был любительским, сохранить его в полном составе в то время не удалось.

И опять А.И.Косилкина благодаря своей инициативе смогла сколотить хор после окончания Великой отечественной войны. И опять была работа по отработке репертуара, поиску музыкантов, исполнителей. И опять был неимоверный труд организатора – дирижера. Благодаря ее упорству, поддержке единомышленников, восставший из пепла колхозный рязанский хор села Журавинка уже в 1946 на очередном областном смотре занимает 1-ое место. После этого, государство принимает решение присвоить хору статус профессионального народного хора.

Профессиональный государственный хор – это значит государство предусматривает в бюджете денежные средства на финансирование данного коллектива, на выплату заработных плат, на покупку музыкальных инструментов, пошив костюмов. Работа в хоре для его участников – становится основным местом, где они трудятся.

С одной стороны присвоение статуса «профессиональный» дает очень много, открывается абсолютно другой горизонт для творчества и преподнесения фольклорного материала зрителю. С другой стороны, неимоверно возрастают требования к участникам. У них теперь есть должностные инструкции, они не могут не прийти на репетицию. В соответствии с должностными инструкциями к участникам коллектива предъявляются  требования к их квалификации, музыкальному образованию. Руководитель хора теперь должен не просто готовить к исполнению какую-то песню, он должен подготовить сценический номер с участием оркестровой, и с участием танцевальной группы. А чтобы оркестр зазвучал, необходимо самому перерабатывать вокальный материал, писать партитуру, раскладывать песню на многоголосье. Кроме того, одно дело – организовывать выступление своих же односельчан, которые с пол слова понимают то,  о чем ты им говоришь, так как тоже живут в той же «песенной народной среде», а другое дело давать распоряжения, объяснять что ты хочешь, разговаривать на одном языке с профессиональными музыкантами, имеющими музыкальное образование и далекими от «твоей песни».

Так что с присвоением статуса «профессиональный» для хора начались труднейшие с точки зрения работ времена.

«С первых дней профессионального существования Рязанский народный хор главными задачами ставил сохранение местной оригинальной манеры пения, запись и обработку рязанского фольклора и поиск новых произведений, соответствующих высоким творческим требованиям подлинного искусства. Успешное выполнение намеченных планов определило дальнейшую творческую судьбу коллектива»[5].

Всего четыре года хор пребывал в статусе профессионального коллектива, когда его возглавил выпускник Московской консерватории Евгений Попов в 1950 году.

А.И. Косилкина перешла к руководству фольклорной группой хора.

«Евгений Григорьевич Попов – хоровой дирижёр, композитор, народный артист РСФСР, ученик К.Б. Птицы, художественный руководитель Рязанского народного хора.

Его  судьбе  можно  позавидовать. В селе  Гулынки, на  Рязанщине,  где  в семье  сельского фельдшера Григория  Аристарховича Попова  он  родился,  песня  была  в  чести. Пели в доме, пели в зимнюю  пору  на  посиделках  в  соседней  избе, пели  у околицы  в  весенние  и  летние ночи. Если  судить  по  семейным  воспоминаниям, виновником всего был  сосед – плотник, первый  на  селе плясун  и  музыкант. В знак  глубокого почтения  к местному  фельдшеру он смастерил для  его  четырёхлетнего  сына  балалайку в три  струны. Родители  удивились не по детски серьёзному  отношению маленького  Жени к новой игрушке.  Но, замечая, как  повзрослев, мальчик  всё  больше  тянется  к  музыкальным  инструментам, часами может  слушать  пение деревенских женщин, родители поняли: их сын навсегда  потерян  для медицины, техники, науки и многих  других  сфер  человеческой  деятельности.  Это  была  счастливая  потеря: от  неё  выиграла  песня.

Радостное  открытие  русского  песенного  богатства  сопровождало  Е. Попова  и в родном  селе, и в Рязанском  музыкальном  училище, и в Московской  государственной  консерватории. Но не всё  было  легко  и  радостно. В тот  самый  день, когда  на  вступительных  экзаменах в  консерваторию Е. Попов  сдавал  сольфеджио  и гармонию, в аудиторию  вбежала  девушка  и выдохнула:  «Война…»

И Попов  надел  солдатскую шинель.  Он  служил на  Дальнем Востоке, участвовал  в войне  с  Японией. А, демобилизовавшись  из части, на  следующий же  день  явился  в  консерваторию. Ему  резонно  заметили:  «На улице  февраль, занятия  начались в сентябре, так  что  приезжайте на следующий  год». Помогла  счастливая  случайность. В учебную часть зашёл заместитель декана  дирижёрско-хорового  факультета:  «Попов? Прекрасно  помню  Вас  по  довоенным  вступительным  экзаменам. Разыщите-ка  в архиве  свой  старый экзаменационный  лист. Но курс занимается уже  пять месяцев. Сумеете  догнать?»
Попов сумел. Занимался  по 14 часов  в  сутки. Практику  проходил в Большом  театре, который  стал  для  него  настоящей  школой  русской певческой культуры.

Получив диплом  с отличием, талантливый  дирижер, молодой композитор Е. Попов отказывается  от  лестного  предложения заняться педагогической  деятельностью в  Саратовской   консерватории и с радостью  соглашается  возглавить  Рязанский  русский народный  хор.» [6]

Именно с именем Евгения Григорьевича Попова связаны годы ярчайшего профессионального процветания Рязанского народного хора.

Так получилось, что у рязанского хора есть два основателя: женщина из народа, настоящий носитель фольклора, яркая, активная, деятельная натура, олицетворяющая настоящий темперамент Рязанщины – А.И. Косилкина; и мужчина – профессионал-музыкант, настоящий ас своего дела, поставивший Рязанский хор на профессиональные рельсы.  Именно этот симбиоз истинно русской народной песни, фольклора земли Рязанской с профессионализмом дирижера-композитора Е.Г. Попова дали свое детище в виде неповторимого русского народного коллектива нашей страны.

«Евгений  Григорьевич собрал около  300  песен  Рязанского  края.  Более  100  песен  обработаны  композитором и  исполняются  Рязанским  хором, вызывая  восхищение  слушателей. И сегодня звучат «Ты рябина ли», «Ой, да закатилось красное солнышко», «Рябина-рябинушка»...

В 2001 году Государственный академический Рязанский русский народный хор удостаивается имени своего легендарного художественного руководителя – Евгения Попова. Евгений  Попов  навсегда вошёл  в историю русской  музыкальной  культуры.

«Счастлив  тот  человек,  который однажды  завернёт  с большака  на  просёлок, увидит заросший пруд у родной  околицы, почерневший  от  непогоды  дом, где  знаком каждый  сучок  в добела  отмытых  половицах, и вдруг  почувствует, поймёт  сердцем, что нельзя  послужить  России, не  послужив родным  местам» – говорил Е.Г. Попов.»[7]

Конечно, Евгений Григорьевич, будучи выпускником консерватории не мог остановиться только на фольклоре. Он ведь еще был композитором. Поэтому вполне естественно в репертуаре Рязанского хора появляются песни на стихи С. Есенина с музыкой Е.Г. Попова.

Вызывает уважение та чуткость и тонкость с которой Евгений Григорьевич вводил в репертуар хора свои авторские работы. Многие песни, автором музыки которых он являлся, обычный слушатель воспринимал как народные. Например, Жемчужиной  репертуара  Рязанского хора, визитной  карточкой не  только хора но и всего  Рязанского  края  стала песня Е. Попова  на  стихи С. Есенина «Над  окошком  месяц».  

«Одно  из  поэтичнейших чудес С. Есенина! – говорит  композитор,- это уже  зрелая  поэзия человека, много  повидавшего,  побывавшего  далеко  от Родины, но сохранившего в душе живую и трепетную  любовь к  родному  краю. Создавая  песню  на эти  стихи, я стремился  бережно  сохранить  всё  их  очарование, богатый поэтический  подтекст»[8].

Ведь это действительно восхищает. Композитор не пытался показать свое мастерство, потешить свое самолюбие перед зрителем, давая явно понять, какие песни написал именно он. Композитор очень тонко, сохраняя традицию русской песни, свойственной именно данному коллективу просто творил, реализовывал себя как композитор. Он пытался в народной манере, близкой большинству зрителей, слушателей, донести тонкости настроений, любви к природе тех стихов, которые трогали его самого. Это наверное и есть настоящее искусство. Уметь донести до другого человека через свой труд свою мысль, идею, которой ты хочешь поделиться, причем донести не насильственным путем, а так чтобы зритель считал это своими собственными мыслями, чтобы слова легли на тонкие нотки звуковой вибрации, которые затронут настроения зрителя, соответствующие передаваемому произведению.

Где-то читала, что у плохого учителя ученики внимательно слушают каждое слово, делают много домашней работы, часто восхищаются какой он (учитель) умный. А у хорошего учителя, ребенок делает мало домашних заданий, или делает их очень быстро, шутя и при этом пребывает в полной уверенности, что это он сам такой сообразительный, сам до всего додумывается. Ученику у такого учителя всегда кажется, что знания возникают сами по себе, вернее вытекают одни из другого естественным образом и в этом нет особой заслуги педагога.

Наверное и у композиторов, дирижеров так же. Если зритель сидит и усиленно вслушивается в музыкальные последовательности, восхищаясь «сферическими конями в вакууме»[9],  которых смог придумать композитор, составить дирижер, то это, наверное, годится на выставку «воображалок» среди таких же профессиональных композиторов и дирижеров. А если композитор, дирижер доносит до зрителя мысль так, что зритель после этого поет песню, напрочь забывая, кто ее сочинил, или трепещет от первых звуков композиции, при этом абсолютно не задумываясь о гармонии, полифонии, видах музыкальных инструментов  в оркестре, количестве голосов в хоре – то это и есть настоящее искусство композитора или дирижера хора.

Е.Г. Попов оставался бессменным руководителем Рязанского хора до конца восьмидесятых.

«В 1987 г. художественным руководителем коллектива становится выпускник Российской Академии музыки им. Гнесиных Александр Александрович Козырев…

В 1996 г. за высокое художественное мастерство и подлинность народной певческой традиции Рязанскому хору было присвоено почетное звание Академический.

В 2001 г. Государственный Академический Рязанский русский народный хор удостаивается имени своего легендарного художественного руководителя – Евгения Попова…

Широка география гастрольных поездок хора: от Камчатки до Балтики и Карпат, от северных широт до республик Средней Азии и Кавказа. Артистам хора рукоплескали зрители многих стран: Греции, Франции, Германии, Болгарии, Венгрии, Китая, Монголии, Чехословакии, Польши и Канады.

Государственный Академический Рязанский русский народный хор им. Е.Попова является Лауреатом Всесоюзных, Дипломантом международных и республиканских фестивалей, Лауреатом премии «Золотой Аполлон», Лауреатом премии им. А.Аверкина, награжден Золотой медалью им. Академика В.Ф.Уткина.»[10]

 

Вообще, весь пример творческого пути Государственного Академического  Рязанского народного хора показывает насколько важно всегда идти вперед, никогда не останавливаться, ведь остановка на месте непременно приведет к откапыванию назад, к деградации. А для того, чтобы идти вперед нужно всегда учиться, учиться и еще раз учиться, вбирать в себя все то, что накопило человечество. Я думаю, что при все своей яркости, инициативности, активности А.И. Косилкина не смогла бы сделать то, что сделал для Рязанского хора Е.Г. Попов. Для того, чтобы двигать хор дальше, по дороге профессионального хора, нужны были не только любовь к фольклору, к народной песне, с своему краю, нужен был огромный багаж знаний. Рязанскому хору повезло, что Е.Г. Попов предпочел преподавательской работе более сложную, трудную, но и более творческую работу руководителя этого народного коллектива.

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.    Документальный филь «Куплеты из главной песни Арины Косилкиной», автор сценария С. Филимонов, режиссер, оператор С. Иконников. Фильм впервые представлен в рамках Седьмых Гаретовских чтений и посвящен предстоящему 100-летнему юбилею Ирины Косилкиной, 2011 год.

2.    Документальный филь о Рязанском хоре «Песнь души рязанской», посвященный 65-летию коллектива, автор Римма Максимова, производства телекомпании «Край Рязанский» 2011 год.

3.    Статья «Русская песня» русского музыковеда С. Рыбакова из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

4. Интенет-ресурс http://www.ya-zemlyak.ru/

5. Официальный интернет-ресурс Рязанского народного хора в социальной сети «В контакте» https://vk.com/club42341094

6. Официальный интернет-ресурс Детской школы искусств им Е.Г. Повова г. Рязань. http://artschool-4.ru/

 

[1] Стихи Александра Жарова

[2] Стихи Александра Жарова

[3] Статья «Русская песня» русского музыковеда С. Рыбакова из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

[4] Интернет-ресурс http://www.ya-zemlyak.ru/

[5] Официальный интернет-ресурс Рязанского народного хора в социальной сети «В контакте» https://vk.com/club42341094

[6] Интернет-ресурс http://www.ya-zemlyak.ru/

[7] Интернет-ресурс http://www.ya-zemlyak.ru/

[8] Официальный интернет-ресурс Детской школы искусств им Е.Г. Повова г. Рязань. http://artschool-4.ru/

 

[9] Есть такой анекдот. Проходит выставка сферических коней в вакууме. По выставке ходят два типа зрителей. Одни восхищаются придуманными сферическими конями в вакууме сравнивая х с теми. котый придумали сами, а другие восхищаются восхищающимися как специалистами в области сферических коней в вакууме.

[10] Официальный интернет-ресурс Рязанского народного хора в социальной сети «В контакте» https://vk.com/club42341094